Обучающиеся с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. Все движения этих детей, жесты, пантомимика упрощены и смазаны, а лицо маловыразительно. У некоторых детей плохо развита общая моторика, присутствуют навязчивые движения, такие как покачивания головой, телом, руками. Всё это свидетельствует о том, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения, причём эта работа должна начинаться как можно раньше и проводиться систематически.
В нашей школе-интернате такие занятия проводятся в 1-4 классах еженедельно по расписанию в группах и индивидуально по специальной программе, разработанной для обучающихся со зрительной недостаточностью.
Цели программы:
обучение умению видеть мимику, жесты окружающих, понимать их и самому сознательно их применять;
приобретение навыков, умений и опыта, необходимых для обеспечения адекватного поведения в обществе зрячих.
Основные задачи:
развитие и укрепление мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;
различение и воспроизведение выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;
формирование умений контролировать свои эмоции, осваивать навыки культуры невербального общения.
У обучающихся, прошедших цикл занятий по развитию мимики и пантомимики, формируется эмоциональная открытость, доброжелательность; они легче выражают свои чувства и лучше умеют понимать действия и чувства других. Усвоенные навыки невербального (неречевого) общения обеспечивают нормальное развитие и эмоциональное здоровье слепых и слабовидящих и их последующую адаптацию в обществе зрячих.