Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребёнка противоречит биологическим потребностям растущего организма. Отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость иммунной системы и т.д.) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развития.
Сохранение и укрепление здоровья детей становится самой актуальной проблемой нашего времени. При ее решении особая роль отводится физическому воспитанию. В школе-интернате двигательная активность рассматривается не просто как профилактика проблем развития ребёнка с нарушением зрения, но и как воспитательный аспект здорового образа жизни.
Коррекционное направление в образовательной области «Адаптивная физическая культура» (АФК) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья определяется, как комплекс спортивно-оздоровительного характера, направленный на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде и преодолении психологических барьеров, препятствующих полноценной жизнедеятельности.
Задачами адаптивной физической культуры являются:
• развитие детей посредством движения;
• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
• формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
• управление эмоциональной сферой обучающегося, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;
• формирование и развитие компенсаторных навыков.
АФК способствует исправлению, преодолению и сглаживанию трудностей социализации детей с нарушением зрения. Это предполагает не только проведение оздоровительных медицинских мероприятий, но и реализацию реабилитационных задач в рамках профилактической работы, предупреждающей возникновение вторичных отклонений в состоянии здоровья школьников. Адаптивная физическая культура предусматривает введение специальных средств и методов, способствующих повешению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигательный аппарат, развивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку.
При проведении занятий по АФК выполняются необходимые:
• гигиенические требования (соблюдение режима дня и зрительной нагрузки; рациональное освещение рабочего места (спортивного зала, площадки), использование благоприятной для зрительного восприятия цветовой гаммы окружающих предметов, спортивного инвентаря, наглядных пособий и пр.);