Слепоглухота – врожденное или приобретенное одновременное нарушениеслуха и зрения (слепота и глухота).
На первый взгляд слепоглухой кажется совершенно оторванным от всеобщего мира, не имеющим возможности общаться с широкими кругами людей (видящих и слышащих), не пригодным для трудовой жизни. Но это, конечно же, очень грубая ошибка. Как и все видящие и слышащие люди, слепоглухой может стать полезным и полноценным гражданином своей Родины, а для этого, прежде всего, требуется долгое и упорное культурно-духовное развитие человека под педагогическим влиянием.
Общение с окружающими при слепоглухоте осуществляется с помощью дактильно-контактной речи, для общения со слепо-глухонемыми применяют также клавишные приборы - телетакторы. В России (в Сергиевом Посаде) организовано учреждение для слепоглухонемых, где они овладевают необходимыми знаниями и трудовыми навыками.
Мировую известность слепоглухонемые приобрели и навсегда вошли в историю как тифлосурдопедагогики, так и шире – мировой культуры. Их на самом деле довольно много: Лора Бриджмен, Эллен Келлер, Ольга Скороходова, Сергей Сироткин, Александр Суворов и многие другие… Они собственным мужеством и стремлением к самосовершенствованию показали, что даже такой тяжелый недуг как слепоглухота не является непреодолимой преградой для человеческого и культурного развития.
Первой слепоглухой девочкой в истории тифлосурдопедагогики, которую удалось научить разговаривать,читать, считатьбыла американка Лора Бриджмен. Ее имя и судьба послужили в качестве направляющего маяка для другой, пожалуй, самой известной слепоглухой женщины на свете – писательницы и общественной деятельницы Эллен Келлер. Когда последняя была 6-летней слепоглухой девочкой, ее мать прочла о Лоре Бриджмен у Диккенса.
Лора ДьюиЛиннБриджмен родилась 21 декабря 1829 года в городе Ганновер небольшого американского штата Нью-Гэмпшир. До двух лет она вполне нормально видела и слышала. Но в этом возрасте она тяжело заболела скарлатиной. Лора в результате болезни стала слепой и глухой. Но она потеряла не только главные чувства-теоретики, которыми человек и познает в основном мир – зрение и слух – но вдобавок частично чувство вкуса и обоняние.
Лоре сильно повезло, когда ей было восемь лет. 4 октября 1837 года она благодаря посредничеству знавших ее медиков была принята в знаменитую Перкинсовскую школу для слепых. Напомним, что до этого ни один ребенок с потерей слуха, зрения и речи нигде не обучался. Эта школа была основана в 1929 году и существует до сих пор. Она широко известна и до сих пор считается одной из лучших в мире по обучению для незрячих и слепоглухих детей и юношей.
Следующим был успех, и успех гораздо более значительный и известный, в воспитании другой слепоглухой девочки – Эллен Келлер (1880 – 1968). Келлер стала не только первой слепоглухой, получившей высшее образование, но и писательницей и видной общественной деятельницей.
Зрения и слуха Эллен Келлер лишилась в полтора года из-за болезни, после которой первое время даже не могла ходить. Однако, оправившись от болезни, девочка стала много ходить по дому, подражая матери в хозяйственных хлопотах. Она ознакомилась с назначением множества предметов и выучила жесты, при помощи которых общалась со своими близкими.
Поначалу маленькая Эллен была, казалось, совершенно необучаема. Она капризничала, кусалась, дралась, даже однажды выбила своей учительнице два зуба. Однако успех во многом определил метод по обучению языку, интуитивно найденный Анной.
Через две недели девочка уже знала более ста слов. Салливан отказалась от специального обучения грамматике и искусственного сочинения разговоров с целью научить ребенка говорить. В обучении Эллен языку был своего рода символический рубеж, пережитый как некое моментальное озарение, когда она вдруг поняла, что между предметом и обозначающим его словом существует прямая связь.
Эллен одолевала жажда знаний. Она научилась читать книги для слепых, пользоваться печатной машинкой, чтобы выражать свои мысли. Затем она научилась кататься на пони и плавать.
В 1888 Эллен начала заниматься в школе Перкинса для слепых, а в 1894 г. она переехала в Нью-Йорк, где стала посещать школу Райта-Хьюмасона для глухих.
К восемнадцати годам девушка овладела латынью, греческим, французским и немецким языками. Долгое время, изучая на ощупь артикуляцию собеседников, Хелен пыталась научиться говорить. Ей удалось добиться некоего подобия членораздельной речи, которую, к сожалению, могли понимать только близкие люди. Касаясь пальцами губ собеседников, она научилась понимать их речь. По признанию самой Хелен, слова постепенно обрели для нее материальные очертания.
В 1898 Эллен поступила в Кембриджскую школу для девушек. В 1900 году она получила разрешение на поступление в колледж Рэдклифф. В 1904 году в возрасте 24 лет Келлер закончила Рэдклифф с отличием. Так она стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование.
В Советском Союзе известными слепоглухими стали участники Загорского эксперимента. Под руководством выдающегося тифлосурдопедагога Ивана Афанасьевича Соколянского было начато воспитание и обучение группы слепоглухих детей. В данном эксперименте участвовали четыре воспитанника Загорского интерната:
-Юрий Лернер, который в 4 года потерял зрение, а к 7 годам лишился слуха, поступил на обучение в интернат в 17 лет;
- Сергей Сироткин - тугоухий и слабовидящий с рождения, ослеп к 5 годам. В 14 лет поступил на обучение в интернат;
- Наталья Корнеева - нарушение зрения и слуха с 2 лет, к 9 годам полностью лишилась слуха. Начала обучение в интернате с 13 лет.
- Александр Суворов - ослеп в 4 года. В 9 потерял слух. С 11 лет обучался в интернате.
За 7 лет в интернате они изучили программу старших классов, были приняты в комсомол и вели активную общественную деятельность. В 1971 поступили на психологический факультет МГУ, сдав экзамены наравне с другими абитуриентами. Для обучения в институте им предоставили особые условия: слепоглухие студенты ходили на лекции вместе с личными переводчиками, которые переводили все слова лектора на дактильный язык.Переводчики помогали им в освоении литературы, перепечатывая её на шрифт Брайля. Для общения на семинарах между собой и с зрячеслышащими людьми использовался телетактор — прибор, в котором печатный текст мог переводиться в брайль и наоборот.
Данный эксперимент был успешно завершён, все участники прошли обучение за 6 лет, на год позже, чем обычные студенты. После окончания университета, некоторые продолжили научную карьеру.
Юрий Михайлович Лернер (1946 - 2003) стал скульптором, работал в Загорском интернате.
Сергей Алексеевич Сироткин стал кандидатом философских наук. Наталья Николаевна Корнеева реализовала себя как мать и жена. Работает научным сотрудником в Психологическом институте РАО.
Александр Васильевич Суворов стал доктором психологических наук.
На сегодня в Ленинградской области проживает более 300 инвалидов по зрению и слуху.