Версия для слaбовидящих

ГКОУ ЛО «Мгинская школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

Социально-бытовая ориентировка

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. 
Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду дефекта зрения.
Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах.
Отсутствие  знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей его жизни. Даже когда дети с нарушениями   зрения находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.
Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки  им необходимы специальные занятия, направленные на элементарные познания в вопросах СБО.
Таким образом, курс СБО направлен на овладение обучающимися компетентностями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе, в кругу семьи и обществе. Достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.
Учебным планом нашей школы предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии обучающихся, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.
Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с  нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.
Назначение занятий по СБО с обучающимися выражается в следующих задачах:
• восполнить пробелы дошкольного и, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
• дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
• выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
• сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
• познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
• научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
• выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.
Программа курса СБО включает  разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».
Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление обучающихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.
Овладение комплексом таких навыков позволяет детям с нарушениями зрения в значительной степени, а в некоторых случаях и целиком, компенсировать полную или частичную утрату зрения